Едем на ферму

Эксперты рассказали, почему люди предпочитают сельский туризм

Почему же российские путешественники все чаще выбирают отдых на фермах и в сельской местности, отдавая предпочтение ему перед традиционным пляжным отдыхом?

Тренд на сельский отдых не сбавляет популярности. Почему же российские путешественники все чаще выбирают отдых на фермах и в сельской местности, отдавая предпочтение ему перед традиционным пляжным отдыхом? Сохраняется ли спрос среди туристов на «ручной труд», когда они не только созерцают красоту природы, но и активно участвуют во всех фермерских процессах — от сбора урожая до ухода за животными? На этот вопрос порталу АгроВести отвечают эксперты из разных сфер.

Лаврентий Веденеев, владелец компании «Живи Жизнь»

Мы специализируется на разработке маркетинговых стратегий, а также на комплексном проектировании и строительстве баз отдыха и глэмпингов. Знаем рынок изнутри. Так, по нашим данным, в 2025 году в Ленинградской области действует примерно 30-35 фермерских хозяйств, которые оказывают, в том числе, и туристические услуги. При этом порядка 100 хозяйств отмечают, что готовы развиваться в туристическом направлении, если получат поддержку от государства и будет создана необходимая инфраструктура вокруг их проектов.

Внутренний туризм в СЗФО и в целом по России прирос почти на 78% за последние несколько лет, не стал исключением и агротуризм. Вместе с тем увеличивается спрос и на новые форматы отдыха. В частности, туристы с детьми все больше тяготеют не просто к природе, к размещению в естественной среде, но и активно включаются в процессы на ферме. Например, ухаживают за животными. В то же время люди не готовы отказываться от таких привычных удобств, как комфортные кровати, ванные комнаты, электричество, Wi-Fi. Именно поэтому при формировании проекта агротуризма важно учитывать и эти факторы, чтобы проект был коммерческий выгодным.

Согласно исследованиям, которые регулярно проводит наша компания, развитие рынка агротуризма в Ленинградской области тормозят непроработанность правового поля и запутанные земельные отношения. Хотя, к слову, в последние годы государство активно поддерживает развитие агропроектов законодательно, появляется много полезных инициатив. Одна из таких инициатив по Ленинградской области сейчас находится в стадии активного обсуждения с торгово-промышленной палатой региона. Мы разрабатываем классификатор проектов в сфере агротуризма, обсуждаем инструменты, необходимые для разработки регламентов и стандартов. Это позволит многим инвесторам «на старте» разобраться со множеством вопросов, которые сейчас мы разъясняем, так сказать, в ручном режиме.

Андрей Кучеров, директор Центра компетенций в АПК Рексофт Консалтинг

Агротуризм в России переживает подъём, но пока в основном на уровне мелких хозяйств и ферм. Минсельхоз сообщает, что с 2022 года грантовую поддержку по проектам развития сельского туризма получили уже свыше 300 хозяйств в 54 регионах (бюджет – более 2 млрд руб.), создано более 700 новых рабочих мест. По данным Агентства сельских инициатив, доля именно сельхозпроизводителей в туристическом предложении (фермы с гостевыми домами, экскурсии по хозяйству и т.п.) сегодня невелика – около 5–6% всех объектов агротуризма. Исключение составляют единичные крупные проекты: например, Владимирская агрокомпания «Рождество» создала агрокультурный туристический комплекс «Богдарня» с сыроварней на базе своей фермы. В других регионах крупные холдинги организуют промо‑туры: так, Ярославский органический холдинг «АгриВолга» (бренд «Углече Поле») заключил договоры с местными турфирмами и проводит экскурсии по органической ферме с дегустациями. Тем не менее, большинство агротуристических инициатив реализуют небольшие фермерские хозяйства (часто семейные) – большинство проектов создаётся именно за счет грантов и средств малых предпринимателей.

Уточню, что крупные агрохолдинги тоже реализуют туристические проекты. Но они направлены, в первую очередь, не на экономическую выгоду, а на формирование положительных социальных и имиджевых эффектов. Конечно, агротуризм может и приносить доходы за счет предоставления сопутствующих услуг (гостевые дома, экскурсии, дегустации и т. п.), особенно если базируется на продвижении собственной продукции. Однако, если мы говорим про крупные холдинги, то направление агротуризма не вносит существенный вклад в выручку компании. Среди крупнейших игроков на рынке могу выделить кейс ГК «ЭкоНива», которая уже превратила экскурсии на собственных животноводческих комплексах и заводах в стабильный поток гостей (около 340 тыс. посетителей за 2024 г., при стоимости билетов от 350 до 900 руб.), что активно работает как на продвижение продукции компании, так и в целом на развитие рыночного сегмента и культуры потребления молока.

Елена Дробышева, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Тенденция на рост популярности сельского туризма есть. И одной из причин подобной тенденции могу назвать желание людей получить новые впечатления, которые они уже не могут получить от привычного отдыха на морском побережье. Это значит, что людям сейчас важно испытать нечто такое, что даст им ощущение уникальности впечатлений и аутентичности опыта. Также ко многим людям пришло понимание того, что монотонный отдых у моря может дать им намного меньше впечатлений, чем деятельность, связанная с «ручным трудом». Подобный отдых, конечно, предпочитают в основном жители больших городов, которые обычно лишены подобных возможностей. Они все чаще стремятся прожить жизнь ярче, глубже и интереснее, одновременно с этим выбирая отдых, который поможет им снять стресс, кардинально изменить род деятельность, на время забыть суету и шум города.

Мария Журавлева, руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру «Турслёт», который входит в «Слетать.ру»

Отдых на ферме позволяет отвлечься от гаджетов и насладиться тишиной, свежим воздухом и простыми радостями — наблюдением за закатом или прогулками по полям и лесам. Некоторые фермерские хозяйства организуют программы, в которых туристы могут не только участвовать в жизни фермы, но и научиться важным навыкам — от земледелия до ремёсел, таких как создание натуральных продуктов или изготовление мёда и сыра. Это особенно привлекает людей, которые ищут необычные впечатления и хотят чему-то научиться во время отдыха. Тренд на участие в программах, включающих ручной труд, сохраняется и набирает популярность. Люди всё чаще хотят не только отдыхать и наслаждаться природой, но и быть частью процесса.

Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ

Основными причинами роста популярности агротуризма являются:
  • Возможность отдохнуть на природе;
  • Приобщиться к кулинарным традициям и блюдам, приготовленным из натуральных и свежих продуктов;
  • Получить новые эмоции и впечатления;
  • Сменить привычное окружение и др.
Влияет на данный тренд и то, что в последнее время выросла стоимость отдыха на море. На многих экофермах проведен интернет, что позволяет совместить отдых и работу в удаленном режиме.
Тренд на «ручной» труд в агротуризме сохраняется. Отдельные хозяйства приглашают туристов на сбор урожая, а часть из собранного отдают им. Подобная практика часто используется при сборе ягод. Например, в рамках отдельных туров на виноградники можно присоединиться к сбору урожая. Впрочем, около 80-85% агротуров предполагают исключительно пешие прогулки, рыбалку, культурную программу, рассказывающую о национальных обычаях, ремеслах, культуре, мастер-классы по приготовлению определенных блюд, общение с животными, пикники. Следовательно, до настоящего времени тренд на «ручной труд» представлен в туристических продуктах весьма ограничено.
Источник: АгроВести
15.09.2025

вам может быть интересно

Генеральный директор ООО «Живи Жизнь» – о развитии рынка загородной недвижимости в регионах Северо-Запада
Обсудили ключевые вопросы и стратегию развития объектов внутреннего туризма в Ленинградской области на 2024-2025 год, договорились о совместной работе по привлечению частных инвестиций и бизнеса.
Участие компании «Живи Жизнь» в федеральной программе развития кластера внутреннего туризма
Являетесь представителем СМИ?
С целью организации сотрудничества оставляйте нам ваши контакты или присылайте свои предложения по адресу sales@live-life.ru